(Ок. 465, Газа - ок. 528, там же), визант. христ. богослов, комментатор, софист, ритор. Возможно, брат церковного историка Захарии Ритора. Как и многие из интеллектуалов его круга, П. Г. получил образование сначала в Газе (грамматическое), а затем в Александрии (риторическое). Его деятельность ритора началась очень рано: он был так молод, что нек-рые ученики были старше него, но почитали его за мудрость словно пожилого человека. В начале карьеры П. Г. был преподавателем риторики в области Памфилия, ок. 495 (или 512) г. вернулся на родину и сменил Энея Газского во главе знаменитой Газской школы. Он преподавал в школе богословие и риторику до конца жизни, отказавшись от приглашений преподавать в Кесарии Приморской, Берите, Антиохии и Тире. Как офиц. софист Газы, П. Г. организовывал социальные и благотворительные мероприятия, вел обширную переписку с современниками. В надгробной речи П. Г. его ученик Хорикий Газский говорил о нем како человеке скромном и неприхотливом. По всей видимости, П. Г. не был женат, вел аскетическую жизнь и «за исключением своего одеяния во всех отношениях напоминал священника» (Choricii Gazaei Oratio. VIII 21 // Idem. Opera / Ed. R. Foerster, E. Richsteig. Lpz., 1929); его «детьми» были его студенты.
Труды П. Г. делятся на экзегетические и риторические. Как богослов П. Г. уникален для своего времени интересом к ВЗ. Считается, что именно он создал жанр катен - комментариев в виде маргиналий на полях. П. Г. так описывает метод своей работы: сначала он собирает и выписывает мнения толкователей («выборки», «эклоги»), затем, т. к. часто эти мнения совпадают, он сокращает свод, оставляя только несходные во мнениях цитаты.
Его главный труд - комментарий в форме катен на Октатевх (на книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон) (PG. 87a). Этот комментарий позволяет предположить, что полный текст Гексаплы, каким он был составлен Оригеном ок. 245 г., во времена П. Г. еще существовал. П. Г. опирался на сочинения Филона Александрийского, Оригена, Аполлинария Лаодикийского, святителей Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Александрийского. Комментарий П. Г. к книгам Царств и Паралипоменон практически целиком зависит от трудов Феодорита Кирского.
Кроме того, П. Г. составил комментарии на книги Бытие, Притчи Соломона, Песнь Песней, Екклезиаста и на Книгу прор. Исаии. Лучше других сохранился комментарий к Книге Песни Песней. Для комментария к Книге прор. Исаии П. Г. использовал сочинения Евсевия Памфила, Феодора Ираклийского, свт. Кирилла. Комментарий к Книге Притчи Соломона является лишь эпитомой П. Г. из его же катен.
П. Г. одним из первых включился в спор с философами языческой неоплатонической школы о вечности мира (сохр. отрывок его соч. «Опровержение Прокла»).
В риторической части наследия П. Г. проявляется его глубокое знание классической античной традиции. Эти его сочинения использовались для риторической подготовки студентов-христиан Газской школы. Сохранилось 7 речей (3 декламации - о весне I-II, о розе; 4 этопеи - о пастухе, о морской торговле, об Афродите, о Фениксе), 2 экфрасиса (орологий - описание часов на рынке Газы и картины «Федра и Ипполит»), 2 прозаических панегирика (имп. Анастасию I и стратигу Азиатику). 2 монодии (на храм Св. Софии в К-поле и на обрушение его купола во время землетрясения в 558) не являются подлинными. Еще одна монодия - на землетрясение в Антиохии в 526 г., не сохранилась.
Наиболее важное значение в качестве исторического источника имеет корпус писем П. Г.; в новейшее издание Э. Амато включены 174 письма. Переписка П. Г. содержит много сведений о его отношениях с коллегами и дает представление об академической среде в Газе и др. интеллектуальных центрах Византии. Аудитория П. Г. («рой мудрых пчел») питается классическим наследием и исполнена христ. духовности, имеет те же нравственные ценности и культурные вкусы, что и П. Г. Он хорошо владел аттическим диалектом, и его произведения соответствовали высокому уровню словесности того времени, хотя тексты порой сложены и чрезмерно насыщены риторическими оборотами и составляют причудливую смесь древних и современных слов, выражений классического греч. языка и языка христ. традиции. В них присутствуют многочисленные аллюзии на произведения древних авторов, что осложняет их восприятие.
Экзегетические сочинения П. Г. отличаются по тематике, языку и стилю от его же риторических текстов (подобно 2 поэмам Нонна Панополитанского). Как экзегет П. Г. не обнаруживает большого знания классической античной лит-ры, но как софист он хорошо знает в классическое наследие. Однако несомненно, что автором и того и др. типа сочинений был именно П. Г.; различия между ними объясняются разными целями произведений.